Зырянов Иван Васильевич (10.09.1928 - 30.06.1982)

Зырянов Иван Васильевич

Фольклорист, писатель, ученый.

Родился в д. Романиха Чердынского р-на Перм. обл.

Член Союза писателей СССР.

В 1952 г. окончил литературный факультет ПГПИ. В 1966 г. окончил аспирантуру при Ленинградском ин-те русской литературы АН СССР. С 1967 — канд. филологических наук.

Работал учителем русского языка и литературы, завучем и директором ШРМ в г. Красновишерске, заведующим Красновишерским районо, секретарем Красновишерского РК ВЛКСМ.

С 1966 г. работал старшим преподавателем, доцентом, с 1977 г. — зав. кафедрой русской и зарубежной литературы филологического факультета ПГПИ.

С 18 июня 1971 г. действительный член Географического общества АН СССР.

Активную собирательскую деятельность начал в 1950-1960-е гг. Обучался в аспирантуре Ин-та русской литературы (Пушкинский дом) АН, где в 1973 г. и защитил канд. диссертацию по поэтике русской частушки.

И. В. Зырянов является продолжателем дела по изучению свадебного обряда и свадебной поэзии, начатого его предшественниками в ХIХ в. Его работа «Сюжетно-тематический указатель свадебной лирики Прикамья» стала одним из самых полных обзоров локальной свадебной традиции, выполненных на материалах русского фольклора. И. В. Зырянов был известен как замечательный собиратель и руководитель фольклорных экспедиций. Больше всего он работал в Северном Прикамье, в Чердынском, Соликамском, Красновишерском и Усольском р-нах Перм. обл. Личный архив с фольклорными записями фольклориста и краеведа после его смерти был передан на хранение в Ин-т русской литературы (Пушкинский дом) АН (Санкт-Петербург).

Одна из заслуг И. В. Зырянова – создание традиции издания текстов фольклорных произведений, записанных в Прикамье. Ставший практически хрестоматийным его сборник свадебной поэзии «Чердынская свадьба» с конца 1960-х гг. выдержал три издания. «Уральские хороводы» издавались дважды в 1980 и 1993 гг. Сборник «Камская вольница» увидел свет в 1977 и 1993 гг. «Прикамские посиделки» были изданы в 1975 и 1994 гг.

Памяти И. В. Зырянова с 1998 г. в Перм. государственном педагогическом ун-те проводится традиционная науч. коференция «Зыряновские чтения», основная проблематика которой связана с фольклористикой и этнографией.

Литература:

Писатели Пермской области: биобиблиогр. спр. / сост. В. А. Богомолов. Пермь: Книга, 1996. 186 с.: портр., Из содерж.: Зырянов Иван Васильевич. С. 74-75.: фот.

Краеведы и краеведческие организации Перми: биобиблиогр. справ. Пермь: Курсив, 2000. 359 с.: ил., Из содерж.: Краеведы Перми: Зырянов Иван Васильевич. С. 134-136.

http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804403379

Общение с И.В.Зыряновым носит, можно сказать, судьбоносное значение в моей жизни.Когда в 1967 году я стал студеном филфака Пермского пединститута, мечтал прежде всего познать "секреты поэтического мастерства"(юношеская наивность). Не прошло и недели, как на лестничной площадке, где в те времена ещё разрешалось курить, ко мне подошел неестественно беловолосый мужчина (потом я узнал, что таких называют альбиносами) и поинтересовался, откуда я родом.Узнав, что деревенский, глубокомысленно сказал:"То, что надо...". В общем, уже в первые зимние каникулы мне мне предстояло отправиться с ним в фольклорную экспедицию по северу нашей области.

Тема курсовой работы была дана мне И.В. с таким расчетом, что она перерастет в дипломную, а потом и в диссертацию. Тогда я этого не понимал, и когда присутствующие на защите диплома 2 академика Пушкинского дома (не знаю, каким образом их занесло в институт) пригласили к себе в аспирантуру, был удивлен. Оказывается, как они выразились, мне удалось запустить в оборот новый термин - "проходочные песни" или "походеньки" (хороводные песни с поцелуйными концовками).В аспирантуру я поступать не стал, даже в институте после окончания работать под началом Зырянова отказался("но это уже другая история").


 

Иван Васильевич организовал фольклорный кружок, в котором занимались всего 5 человек, но ему этого было достаточно, поскольку основная задача стала ясна сразу - сбор произведений устного народного творчества в различных районах области.За 4 года мы сходили в 8 экспедиций (кадые каникулы).И все они незабываемы! Уроженец Красновишерского р-на, Зырянов хорошо знал, что самое интересное - на севере. Мы избороздили пешком и на лодках Красновишерский, Соликамский, Усольский и Чердынский районы, записав тысячи песен, частушек, сказок...

Для любого фольклориста, от студента до профессора, самое желанное - "работа в поле".На первой фотографии демонстрирует свою сноровку работать в любых условиях шеф. Вторая интересна тем, что нам рассказывает байки житель Чердыни Феоктист Титович Усанин. Самое смешное, что мы в эти байки верили, кроме И.В.конечно. Например, этот герой гражданской войны (его фото действительно висит в краеведческом музее), признался нам, что участвовал в расстреле царской фамилии (!). В общем, веселые попадали "носители фольклора". А вот на третьем снимке мы все не успеваем записывать песни, слова которых диктует жительница села Тетерино Белкина Елизавета Александровна. Более богатого репертуара я больше не встречал. Е.А.за свою жизнь освоила 18 профессий(!), и в каждом трудовом коллективе впитывала в себя все, что слышала. А работала она и на ферме, и на тракторе, и моряком на Каме...и в тюрьме успела посидеть... Ну просто клад для фольклориста!

О другой замечательной песеннице см. ст. Сенников Г.И.