Собакин Константин Мильевич (03.11.1929)

Собакин Константин Мильевич

Художник-акварелист, скульптор.

Родился в пос. Суксун Перм. обл.(Скорпион).

Окончил Свердловское художественно-ремесленное училище (1949), камнерезное отделение и Свердловское художественное училище (1960), по окончании последнего получил специальность преподавателя рисования и черчения в общеобразовательной школе. В 1960-1961 гг. – художник Народного театра и учитель рисования и черчения в средней школе в г.Красноуфимске Свердловской обл. В 1961-1965 гг. – учитель рисования и черчения в средней школе пос. Суксун. Участник художественных выставок (с 1963 г.).

С 1965 г. жил в г. Перми, преподавал в художественной школе № 1. В 1969-1972 гг. – председатель правления Перм. организации Союза художников РСФСР. В 1988 г. возвратился в пос. Суксун. Участник областных, зональных, региональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных художественных выставок.
К. Собакин известен в Прикамье прежде всего как один из ярчайших представителей перм. акварели советского периода и в постсоветское время.
Не менее ярко представлена и другая сторона его творческой деятельности – скульптура. Резьба по камню была первой профессиональной подготовкой художника и осталась его первой любовью на всю жизнь. В течение четырех десятилетий наряду с занятиями графикой он неизменно возвращался к скульптуре: станковой, монументальной, монументально-декоративной, создав серию запоминающихся образов наших современников. При всем многообразии жанров и тем портрет остается сильнейшей стороной его творческого дарования.

Основные работы:
Станковая скульптура:
Африканка. 1967. Березовый кап.
Пасечник. 1968. Дерево.
Женский портрет. 1970. Березовый кап.
Оленевод. 1972. Гранит.
Мастеровой. 1974. Гранит.
Портрет искусствоведа С. П. Яркова. 1975. Гипс тонированный.
Портрет П. О. Малаяна. 1977. Гранит.
Проводник-таежник. 1977. Амазонит.
Портрет художника А. И. Репина. 1978. Гранит.
Портрет В. М. Шукшина. 1978. Гипс.
Женский портрет. 1985. Гипс.
Пастух. 1999. Песчаник.
Монументально-декоративные композиции:
Павшим в Великой Отечественной войне. 1968. Латунь, бетон (г. Кизел).
Герб РСФСР на здании Дома Советов в г. Перми. 1971. Сталь (титан).
Бюст А. А. Шпагина. 1974. Чугун, бетон (г. Пермь).
Бюст Ш. Л. Золина. 1975. Бетон (пос. Суксун).
Мемориал павшим в Великой Отечественной войне. 1975. Бетон. (д. Кузнечиха Осинского р-на).
Литература:
Монументальное искусство Прикамья: буклет выст. / авт. текста А. Жданова. Пермь, 1984. 1 развернут. лист, слож. в 8 с.
Константин Собакин. Следы наших предков: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство: альбом / К. М. Собакин; авт.-сост., вступит. ст.: О. М. Власова. Пермь: Художник и книга, 2008. 149 с.: ил.

http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=180...

Для полноты образа Константина Мильевича - отрывки из прекрасной статьи Ольга Якунчева https://59.ru/text/culture/65537171/

Константин Мильевич, или, как по-свойски его называют друзья-художники, Мильич живёт в посёлке Суксун. Имя художника на слуху у многих пермяков. Услышав его фамилию, пермские знатоки прекрасного спрашивают: «А что, сколько ему лет-то?» И правда, возраст у Мильича уже солидный — 3 ноября исполнится 89 лет.

Краски Константину попали на глаза случайно. Ему было уже 18 лет, когда он полез в чулан и там в кринке нашел тюбики. Это были краски старшей двоюродной сестры, которая училась на художника в Свердловске и, приехав на каникулы, однажды забыла их дома. Костя решил их испытать. В деревне жил парень Паша Пупырев, который славился в округе как местный художник.

—­ Паша дружил с моим двоюродным братом Володей и был удивительным парнем — во всём видел прекрасное и интересное — собирал птичьи яички, цветы, камни, замечал в них интересные формы и краски. И всё рисовал. Однажды даже рожу мою нарисовал. Холста не было, так он обложку от старой книжки использовал. Вон, на кухне хранится до сих пор. — Собакин достаёт с верхней полки буфета тёмный масляный портрет. Вот у него я и учился, к нему с этими красками и пришёл. И я нарисовал свой первый пейзаж — с церковью.

Детский портрет Кости написал красками в довоенные годы односельчанин и старший товарищ Собакина. Он погиб на войне

Фото: Василий Вахрин

После армии художник поступил в художественное училище в Свердловске (ныне — Екатеринбург). После его окончания он остался там преподавать изо в одной из местных школ. Потом вернулся в родной Суксун работать в школе. Через некоторое время скульптор Анатолий Уральский пригласил Собакина преподавать в Пермской художественной школе, которая тогда располагалась на площади Карла Маркса.

Родословная Собакиных прослежена до Марфы Собакиной, одной из жен Ивана Грозного. Их появление в Суксуне связано с «горнозаводской цивилизацией». Акинфий Никитич Демидов строил Суксунский завод и привез с собой из Петербурга архитектора Алексея Степановича Собакина — прапрадеда художника, родоначальника суксунских Собакиных.

Прадед художника работал бухгалтером у Акинфия Демидова, дед художника Николай работал учителем, отец Собакина Милий Николаевич и мама Александра Александровна тоже родились в Суксуне, работали на местных предприятиях.

В Суксуне фамилия Собакин — распространённая. Многие Собакины здесь являются дальними родственниками Константина Мильевича.

Самовары в виде спутников, разработанные Константином Мильевичем, дарили первым космонавтам

Фото: Василий Вахрин

Константин Собакин не только живописец и скульптор, но и талантливый художник-прикладник. В его коллекции — чеканка, резные бусы, стулья и много бытовых изделий из металла — чайники, самовары... Многие вещи Константин Мильевич делает из подручных средств, которые находит на улицах посёлка и даже в своём огороде. Однажды из найденного свинца он спаял чайник.

Коллаж сделан из находок в саду. Целый клад — история

Фото: Василий Вахрин

Выяснилось, что Константин Собакин решил передать дом Елене Петровских — музыканту и музыковеду, человеку с двумя высшими образованиями. Елена живёт в Суксуне, часто бывает в доме, обсуждает с художником будущие проекты.

— Так как у музея нет возможности открыть филиал, мы решили оформить его как некоммерческий музей, — объяснила Елена 59.ru. — Это даст возможность его сохранить.

Мы спросили у самого Константина Мильевича, как он относится к идеям развития его музея.

— Думаю, я принял правильное решение, передав его Лене. Это хороший человек, профессиональный музыкант, человек, который неравнодушен к искусству. Она мне помогает и готова заниматься моей коллекцией и поддержать жизнь дома. Думаю, музей будет в надёжных руках.

Как выяснилось позже, Елена Петровских оказалась родной племянницей Паши Пупырева, с которым дружил Константин Мильевич. Он был родным братом её мамы. Павел погиб 25 февраля 1945 года под Кёнигсбергом.

https://59.ru/text/culture/65537171/