Сатюков Борис Евгеньевич (21.06.1955)
Один из самых востребованных сегодня художников-графиков Перми.
За мольберт встал довольно поздно – ближе к сорока годам. В этот период многие уже знакомятся с кризисом среднего возраста, а у него – время расцвета и финал «смутных годов».
Он мастерски выводит тончайшие прямые линии, но его путь в искусстве напоминает скорее лабиринт с множеством выходов. Профессиональным художником Борис Евгеньевич осознал себя ближе к сорока.
Хотя увлечение рисунком началось ещё с юношеских лет. «Только появилась шариковая ручка, в пятом или шестом классе, как начались «почеркушки», вспоминает Сатюков. Все школьные годы не выпускал ее из рук. Всегда любил линии, штрихи». В семье все были далеки от живописи, но не от творчества: мама талантливо вышивала, у отца были друзья-художники, а дядя-фронтовик рисовал. Его звали Борис Кропачев и работал он в жанре соцреализма, самом востребованном стиле живописи советской эпохи. Иногда в свободные минуты учил племянника азам рисования.
В детстве Борис, как и многие советские мальчишки, увлекался почтовыми марками. Видимо, отсюда у него особая любовь к миниатюрным деталям.
Сатюковы жили на проспекте им. Сталина (ныне Комсомольский проспект). Недалеко от проходных завода, носившего имя «вождя народов». Шел 1971 год, Пермь наградили орденом Ленина за успехи в промышленности. Казалось, что жизненная траектория Бориса будет такой же, как у многих тысяч молодых жителей города с доминирующими заводскими традициями. Но не сложилось.
После армии Сатюков устроился на «Вторчермет», рисовал там агитплакаты с призывами беречь бензин и масло. Затем был период работы в ремонтно-художественных мастерских и различных кооперативах. На вольных хлебах чем только не занимался! Гравировка, роспись кафе, ресторанов, оформление интерьеров …
Три года, с 1983-го по 1986-й, Борис Евгеньевич учился в Московском заочном народном университете искусств.
В конце 1990-х витиеватая дорожка лабиринтов вывела его к баракам на улице Кисловодской – культовому месту для художественного бомонда Перми. Здесь располагались многочисленные мастерские. Для очень многих пермских авторов этот адрес стал, как бы сейчас сказали, стартап-акселератором. Примерно в 1994-м Борис Сатюков отчетливо осознал, что его призвание – это живопись. Что хватит шатаний и нужно сфокусировать внимание именно на этом.
«Изобразительное искусство всегда меня интересовало, но в молодости я был не готов ни технически, ни морально. Потихоньку набивал руку. Во многом благодаря Виталию Ниточкину, моему хорошему другу, начал писать картины – наши уральские пейзажи (Усьва, Косьва и прочие). Настоящим учителем стал Валерий Новиков, ныне покойный. Он учил меня рисунку, композиции. В те годы я активно участвовал в выставках. Наверное, в начале «нулевых» я «нашел» себя как настоящего художника».
И это была награда за то, что в молодости он не предал свой талант.
Однажды в конце 1990-х к ним в совместную с Ниточкиным мастерскую заехал Юрий Трутнев, молодой мэр Перми. «Он человек спортивный, поэтому сразу обратил внимание на работы в стиле фэнтези. А я тогда увлекался Борисом Валеджо (в тот период были безумно популярны обложки с мускулистыми телами и фантастическими сюжетами. – Ред.). Гость повертел в руках одну картину, а через пару дней заказал мне две работы», – вспоминает художник. За картины Трутнев заплатил 2000 долларов – немаленькие по тем временам деньги.
В «нулевые» годы Сатюков написал сотни пейзажей, портретов, натюрмортов. Писал то, что нравилось, но с оглядкой на рынок и запросы потребителей.
Когда в 2008 году бараки на Кисловодской снесли, компания из трех художников «АЯКС» (Виталий Адонин, Борис Сатюков и Вениамин Якимов) обосновалась на улице Народовольческой. Здесь Сатюков и работает по сей день.
Новый поворот наметился в 2013 году. Следующей эволюционной ступенью стала графика. «Вернулся к истокам, к школьному увлечению», – с улыбкой вспоминает Сатюков.
Жанр, в котором он сейчас работает, это классическая графика с академическим уклоном.
«Здесь только штриховка. Только линии, никаких сплошных зачеркиваний. На картине не должно быть черных пятен», – обращает особое внимание на детали работы художник.
В арсенале мастера – тушь и перья различной толщины. Рапидограф (специальная ручка с волоском внутри) дает тончайшую линию. «Пробовал раньше работать другими ручками, но эффект получается не тот. Чуть порисуешь, и всё, линия прерывается». Так что основные инструменты – перо и тушь.
Настроиться на нужный лад порой помогает музыка. Doors, Deep Purple. Классический рок мирно уживается с советскими песнями 1950-х – Петром Лещенко и другими исполнителями.
В пейзажах старой Перми и раскрылся талант Сатюкова как живописца-графика. Реконструируя городскую историю, он открывает для зрителя ушедшие эпохи. «Я люблю свой город. Часто гуляю по местам молодости, смотрю на старые здания, включаю воображение и переношу себя в прошлое. Что здесь было сто или сто пятьдесят лет назад?»
Известный российский мастер офортов Станислав Никиреев как-то заметил, что уже в возрасте две работы «стоили ему трех лет». А в молодости достаточно было двух-трех дней. «Уменьшается моя терпимость к чересчур быстро скроенной и абы как сшитой продукции». Никиреев попал в Книгу рекордов Гиннесса как художник, сумевший расположить на одном квадратном сантиметре художественного полотна 78 деталей.
Отдельный цикл работ Сатюкова посвящен Сергею Дягилеву и памятным местам импресарио. Дом, где жил Дягилев (сейчас это гимназия №11), родовое имение в селе Бикбарда (здесь в начале XIX века предприниматели Дягилевы построили винокуренный завод).
Художник даже подготовил проект герба рода Дягилевых. Сейчас его оценивают потомки знаменитого антрепренёра.
Постепенно графика вытеснила классическую живопись на второй план. Хоть и спрос на последнюю несравнимо больше. Поэтому холст и масло – «это сейчас для заработка».
У Бориса Сатюкова есть необычное увлечение – реставрация старой мебели. Всё началось с антикварного стола 1843 года. Художнику его подарил один из близких друзей – искусствовед. Потом были часы с маятниковым механизмом. И пошло-поехало! Со временем он вырезал себе из дерева изголовье для кровати. Да так искусно, что отличить его от антикварного варианта сможет, пожалуй, только специалист. «Когда беру в руки инструменты, я отдыхаю душой и телом. Прекрасная возможность переключиться после основной работы», – говорит художник.
Сколько времени требует одна картина? «Все по-разному, – отвечает художник. – Если первый раз рисую сюжет, то день-два уходит только на прикидку. Если нужно повторить рисунок, в три-четыре дня можно уложиться. Зависит от настроения. Самое большее, сколько потребовалось времени на одну работу – месяц».
Борис Сатюков всегда сторонился союзов и общих собраний. Мягкий, интеллигентный, «негромкий». Ему куда комфортнее наедине со своим воображением, чем в выставочном зале.И похоже, место, куда привел его жизненный лабиринт, ему вполне по душе.
Федор Парамонов
https://magazine-aeroport.ru/2019/06/19/линии-сатю...
В конце мая 2019 г. в Перми открылась выставка под открытым небом - «Дягилев. Начало», где были представлены графические работы Бориса Сатюкова. Они изображают город начала и середины XIX века, родовую усадьбу в селе Бикбарда — в общем, рассказывают о пермском периоде жизни будущего импресарио.
Стоит отметить, что Борис Сатюков, подготовивший эти изображения для выставки, получил заказ на написание портрета Дягилева от его родственников из Франции.
С Борисом меня познакомил известный пермский коллекционер Л.Хавкин (на правом фото), по инициативе которого и непосредственном участии и была организована выставка "Дягилев.Начало". Посетив мастерскую художника,я был поражен его работоспособностью и приверженностью к пермской тематике.То, что он уже создал, уже - неоценимый вклад в нашу культуру, думается еще немало создаст и порадует замечательный график.
Фото 6.07.2020.
Интересный факт: Сатюков до сих пор не является членом Союза художников. Меня это нисколько не удивило, просто вспомнился эпизод из "Мастера и Маргариты", когда у Коровьева и Бегемота потребовали при входе в ресторан членские билеты Союза писателей: "...чтобы убедиться в том, что Достоевский - писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение?.."