Павлов Юрий Владимирович (1.05.1922 - 25.09.2020)

Павлов Юрий Владимирович

Проректор Пермского пединститута.

Родился в Перми. В одном из своих интервью Юрий Владимирович признался, что еще школьником бывал в Пермском педагогическом институте на экскурсии, но поступать в этот вуз он тогда не планировал.

Юному Юре нравился главный корпус ПГПИ - один из красивейших архитектурных памятников нашего города. В 1939 году после окончания десятого клас­са пермской школы № 2 Юра Павлов решил связать своё будущее с авиацией и поступил в Пермское военно-морское авиационно-техническое училище (позже ВАТУ).

Учеба шла хо­рошо. Однако доучиваться пришлось в боевой обстановке. В 1941 году грянула война. Осенью его с группой однокурсников, досрочно сдавших выпускные экзамены, отправили на Дальний Восток. В 33-м авиаци­онном полку 10-й авиационной дивизии Тихоокеан­ского флота их назначили механиками по техническому обслуживанию скоростных бомбардиров­щиков СБ. В этом полку и пришлось служить Юрию старшим авиамехаником с ноября 1942 г. и до последнего дня войны. Юрий Владимирович вспоминает: «летчики нашего полка только в первый день войны потопили два японских военных транспорта, один корабль повредили, нанесли мощный бомбовый удар по пирсам и складам военно-морской базы Расин. При этом приходилось преодолевать сильнейший заградительный огонь зениток».

В начале 1944-го в полку началось пере­вооружение. Устаревшие СБ меняли на новые пикирующие бомбардировщики Пе-2. Ко­мандование полка поручило Павлову под­готовить и прочитать перед техниками и лётным составом курс лек­ций по новой технике. У «пешек» было много «умных» и сложных устройств, о которых необходимо было знать. Одной из особенностей новой машины было то, что 11 бензобаков самолета надо было заполнять не до конца. Именно это правило и нарушил в последний год войны моторист, чуть не по­губивший механика Павлова, лётчика и самолёт. Тогда Павлов вместе с молодым пилотом-новичком получили простое задание - перегнать самолёт Пе-2 на соседний аэродром. Во время полета оба двигателя внезапно отказали, и неуправляемая машина устремилась вниз. Лишь в ста метрах от земли, прилагая неимоверные усилия, авиатехник сумел завести оба мотора, а лётчик каким-то чудом вывел самолёт из кувыркающегося пике и благополучно посадил машину на аэродром.

С авиационными моторами Юрий Владимирович Павлов не расстался и после окончания службы. После демобилизации в 1947 г. он вернулся в Пермь и устроился на завод имени Сталина, выпускавший авиадвигатели. Скоро молодого опытного специалиста, прошедшего фронтовую школу, избрали первым секретарём заводского комитета комсомола. Комсомольский лидер сразу включился в мобилизацию молодежи предприятия на скорейшее освоение новой техники — мощного авиамотора АШ-73ТК, детища легендарного конструктора А.Д. Швецова. Работая на заводе, Ю.В. Павлов с 1948 по 1953 гг. учится заочно на историческом факультете Пермского пединститута.

Вскоре после окончания института молодой специалист оставляет производство и с головой «окунается» в педагогику. Начался его трудовой путь в системе образования. С 1956 по 1959 г. Ю.В. Павлов - директор школы № 96, с 1959 по 1962 г. — заместитель заведующего Пермского городским отделом народного образования (гороно). В 1962 г. зачисляется ассистентом, а затем старшим преподавателем кафедры педагогики Пермского пединститута. После окончания в 1966 г. одногодичной аспирантуры при НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР в 1967 г. Юрий Владимирович защищает кандидатскую диссертацию. Тема его научной работы была посвящена проблеме исследования системы отношений в школьном коллективе как фактора нравственного воспитания. В 1968 г. Ю.В. Павлов назначается проректором по учебной части ПГПИ и работает в этой должности до ноября 1980 г., затем становится деканом факультета подготовки и повышения квалификации директоров средних и общеобразовательных школ. В 1984 г. переходит на работу в должности доцента кафедры педагогики, в 1985 г. — на кафедру научных основ управления школой ПГПИ. В сентябре 1991 г. Юрий Владимирович вышел на пенсию.

Высочайшее чувство ответственности, скрупулезное планирование всех своих действий — эти качества Павлов воспитал в себе ещё в годы своей фронтовой молодости. Они и определяли стиль работы нового проректора. В отношениях с коллегами и студентами Юрий Владимирович неизменно руководствовался принципом справедливости, вызывая уважение у окружающих. Твердой позицией Ю.В. Павлова было желание взять на вооружение всё передовое, прогрессивное, то, чем славилась дореволюционная российская школа и что привнесла в науку советская система народного образования.

Ю.В. Павлов является автором более 20 научных публикаций по проблемам нравственного и трудового воспитания учащихся, организации работы средней школы. Читал курсы по теории педагогики и научному управлению школой. Совместно с преподавателями кафедры педагогики ученый участвовал в разработке полного лекционного курса педагогики высшей школ. В течение ряда лет был секретарем парторганизации физико-математического факультета, выступал с докладами по линии общества «Знание», Входил в состав президиума областного совета ДСО «Буревестник».

Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом «Знак Почета», медалями «За победу над Японией», «За трудовое отличие» и др., знаками «Отличник народного образования РСФСР», «Отличник народного образования СССР».

https://online.pspu.ru/pavlov

Дочь - Павлова Ирина Юрьевна.

Ассистент кафедры советской литературы Пермского пединститута.

Родилась в 1952 году в г. Молотове (Перми).

В 1973 г. окончила филфак ПГПИ. Работала учителем русского языка и литературы в г. Верещагино. В 1976 г. избрана на должность ассистента кафедры советской литературы. Научные интересы были связаны с проблемой взаимодействия человека и природы, отражённой в худ. лит-ре. Вела общественную работу в комитете комсомола института, в школе комсомольского актива. Преподавала в институте до 1980 года.

Литература: Биографический словарь профессоров и преподавателей Пермского государственного педагогического университета: Справочник/Составитель Е.В.Ветлугина – Пермь, 2001. С.273