Курушин Михаил Александрович (10.03.1949 - 3.05.2010)

Курушин Михаил Александрович

График, художник книги.

Родился в г. Перми. (Рыба).

В 1968-м году окончил Ярославское художественное училище, затем в 1975-м — Ленинградский Ордена Трудового Красного Знамени институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по специальности «графика»[4]. Примечательно, что студент Курушин сдал на одном из зачётов вместо 3-5 работ — 135 и за высокой оценкой комиссии последовала командировка в Германию, в Дрезденскую галерею. Приобрёл опыт в Прибалтике, Крыму[3]. Вернулся в Пермь, затем служил в рядах Советской Армии (1976—1977)[1].

В 1975 году пришёл в Пермское книжное издательство[5], где трудился в качестве художественного редактора[1]. (Проиллюстрировал более ста книжных изданий[3]) В 1983 году молодого художника принимают в Союз художников СССР[4] (рекомендация от Заслуженного художника России Олега Дмитриевича Коровина[6]). На творческую работу перешёл в 1984 году[1]. Преподавал в Пермском отделении Академии художеств[6]. Его работы в станковой графике — это пейзажи, портреты, интерьеры. Также рисовал карандашом, пастелью и сангиной[2]. Одна из первых графических серий начинающего мастера увидела свет в сборнике Вильяма Шекспира «Трагедии. Сонеты» в 1978 году[5]. В этом же году состоялась его первая персональная выставка[8].

Наиболее интересные графические листы художника с выставки «Урал социалистический—80» включили в экспозицию художественной выставки «Советская Россия» Центрального выставочного зала Союза Художников СССР. Критики особенно отмечают яркие работы к стихотворениям Ф. И. Тютчева, А. А. Блока, М. Ю. Лермонтова[5]. Из сборников пермских поэтов примечательны «Лирика» А. Решетова, проза И. Лепина, И. Байгулова[9]. Его творчество «поднимает иллюстрацию на уровень настоящего искусства»[5].

Исследователи[9] выделяют краеведческую составляющую творчества Михаила Курушина: это пейзажи горнозаводского Урала (художник особенно часто выезжал в посёлок Кусье-Александровский Горнозаводского района, где жила его мама Лидия Дмитриевна). Офорты из серии «Старая Пермь» «Дом благородного собрания на ул. Сибирской»[10] и «Гостиный двор на улице Сибирской и Покровской»[11] стали открытками[12]. Созданы офорты, посвящённые Архитектурно-этнографическому музею «Хохловка»[3] и др. На пермской улице Кисловодской, которую особенно приметили художники, Михаил Александрович сконструировал такие интерьерные образы, как «Окно», «Интерьер», «Мастерская»[9].

Новой жизненной вехой явилось создание в 1986 году серии аллегорических иллюстраций к сборнику натурфилософских и лирических стихотворений русских и советских поэтов «…И звезда с звездою говорит».

В последние десятилетие художник часто обращался к евангельским темам, он изображал ангелов, святых, отдельные сцены из библейских повествований[9]. В это же время появляются произведения в масляной живописи — портреты писателей и поэтов, художников и музыкантов[8].

Работы Михаила Александровича Курушина хранятся в музейных коллекциях (например, в Горнозаводском краеведческом музее[3]), частных собраниях России и зарубежья[8]Америке, Мексике, Франции, Германии, Швейцарии[3]).

Михаил Александрович не только творил, но и собрал, и выставлял свою обширную коллекцию художественных произведений. Это графика (в том числе экслибрисы), живопись, декративно-прикладное искусство[15], книги, предметы старинного быта — всё это богатство хранитель сделал публичным, принимал российских и зарубежных гостей. Большое количество даров было преподнесено от коллег — книжных графиков В. Фаворского, В. Звонцова, Ю. Филоненко, А. Хершак, Г. Макавеевой, В. Кадочникова, О. Д. Коровина, Михаила Павлюкевича и многих других. Особого внимания зрителя заслуживает «Шестикрылый херувим» в стиле русского изразца, который выполнен московским реставратором Н. Горячевой, которая восстанавливала майоликовое панно Николая Рериха на Казанской церкви в Перми)[6].

Художник подчёркивал важность открытого частного собрания[6]:

В 2004 году переехал в г. Горнозаводск Пермского края[1]. Умер от скоротечной пневмонии и похоронен на горнозаводском кладбище.

Литература:

Власова О.М.Последний ангел Михаила Курушина / Составители Р. Б. Исмагилов, И. Г. Пономарёва. — каталог. — Пермь: Министерство культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края, Пермская организация ВТОО «Союз художников России», НП «Центр культурных технологий «Дом художника», 2012.

Курушин Михаил Александрович, график // Пермская организация ВТОО «Союз художников России». Посвящается семидесятилетию организации / Составители Р. Б. Исмагилов, И. Г. Пономарёва. — альбом. — Пермь: Издательство Б. Эринбурга, 2008. — С. 126—127. — ISBN 978-5-903236-01-5.

Курушин Михаил Александрович (1949) // Страницы художественной культуры Прикамья / науч. ред. к. и. н. Е. Н. Шумилов, рецензенты: кандидат искусствоведения О. М. Власова, Н. П. Горбацевич, кандидат искусствоведения А. Д. Доминяк, кандидат педагогических наук Н. А. Князева, Т. Л. Пасютина, сост. и автор проекта Е. М. Калашникова, ред.-составитель Н. Архипова. — Пермь: Книжный мир, 2006. — С. 133. — 2000 экз.ISBN 5-93824-069-7, ББК 85.103(2), УДК 7.03 (470.53)(075).

Пермский вернисаж. Живопись. Графика: альбом / ред. И. Артемова; худож. ред. и сост. Р. В. Шабалин; фоторепродукции: И. Катаев. Пермь: Кн. площадь, 2004. 152 с., Из содерж.: Курушин Михаил Александрович: биогр.: С. 136; фоторепр. работ: С. 34-35.

Казаринова Н. В. Художники Перми. Л.: Художник РСФСР, 1987. 192 с.: ил.

http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=180...

https://ru.wikipedia.org/wiki/Курушин,_Михаил_Александрович#Биография

С Михаилом Курушиным я был в приятельских отношениях и частенько наведывался в его мастерскую. В соседней по этажу мастерской творил и творит до сей поры (дай Бог ему здоровья!) другой мой приятель - Альберт Турбин . Между собой художники не очень ладили, особенно в последние годы жизни Курушина, когда у него начались серьезные психические расстройства, но бутылочка "Портвейна" всегда решала проблемы "междоусобицы". Михаил обладал приятным баритоном, неплохо владел гитарой и знал множество романсов, так что встречи наши всегда были приятными.

Прекрасный рисовальщик, М.А. всегда носил с собой блокнот и карандаш и в любой жизненной ситуации делал эскизы, наброски, шаржи. Однажды сидели мы в кафе, и на память у меня остались эти дружеские шаржи, сделанные на бумажных салфетках.

Тогда и родились строчки, которые собеседник, усмехаясь, занес в свой блокнот: "Самый лучший стих и меткий написал я на салфетке!