Королев Анатолий Васильевич (24.09.1946)

Королев Анатолий Васильевич

Писатель, сценарист, художник-рисовальщик.

Родился в г.Свердловске (Екатеринбурге) в семье служащих.

Окончил филологический факультет Пермского государственного университета (1970 г.). Был призван в армию и служил офицером-дознавателем в дисциплинарном батальоне (драматический опыт армейской службы отразился в романе «Быть Босхом» (2006 г.)). В 1964-1966 гг. работал на Пермском телевидении, в 1972-1976 гг. - в пермской газете «Молодая гвардия».

В начале 1970-х гг. Королев заканчивает свой первый авангардный роман «Дракон», получивший отрицательную рецензию Ю. Домбровского, критика журнала «Новый мир». Первая повесть - «Рисунок на вольную тему» - была опубликована в журнале «Урал» (1978 г.), повесть «Ловушка на ловца» - в уральском сборнике приключений и фантастики «Поиск-80». В журнале «Урал» вышли и другие произведения автора: рассказ «Нашествие лоботрясов» (1980 г.), новелла «Праздник в ненастную погоду» (1981 г.).
С 1980 г. Королев живёт в Москве. Окончил Высшие Театральные курсы (1981 г.). Работает одновременно как драматург и прозаик. Написал радиопьесы «Ночные голоса» (1984 г.), «Транзитный перелет» (1989 г.), «Невесты револьвера» (1990 г.).
Широкую известность принесла автору публикация повести «Гений местности» («Нева», 1990 г.). Следующая его повесть, «Голова Гоголя» («Знамя», 1992 г.), была неоднозначно воспринята критиками. Роман «Эрон» («Знамя», 1994 г.) отмечен премией журнала «Знамя», выдвинут на премию «Русский Букер», но породил бурную полемику в прессе. Критики сходились во мнении: «Каждое новое произведение писателя превращается в художественную и этическую провокацию».
Позже автором создаются романы «Человек-язык» (2000 г.), «Змея в зеркале, которое спрятано на дне корзины с гостинцами, каковую несет в руке Красная Шапочка, бегущая через лес по волчьей тропе» (2002 г.), «Быть Босхом» (2004 г.), «Stop, Коса!» (2008 г.), «Хиатус. Путешествие из Софии в Софию» (в соавторстве с Георгием Борисовым, 2009 г.). Последний роман А. Королева «Хохот» опубликован в журнале «Факел» (София), на болгарском языке (2011 г.). Творческую манеру Королева критики считают постмодернистской, отмечая эссеистичность мысли и стиля, смелость ассоциаций, вольное обращение с классическим текстом.
А. В. Королёв работал внештатным обозревателем в РИА Новости (2002-2007 гг.). По сценарию Королёва (в соавторстве) режиссёр Ю. Грымов снял фильм «Коллекционер» (2001 г.). По идее Королёва снят 16-серийный фильм «Беглец» (2011 г.) для канала НТВ.
Произведения Королева переведены на словацкий, немецкий, французский, польский, английский, болгарский, итальянский и китайский языки.
В 2019 году в КНР в Хейлундзянсом книжном издательстве детской и юношеской литературы (Харбин) вышло сразу три романа А. Королева в переводе на китайский язык: «Гений местности» (вошла в китайскую серию «100 лучших русских книг»), «Быть Босхом» и «Человек-язык» (серия «50 лучших русских книг нового времени»).

Ведет мастер-класс прозы в Литературном институте им. Горького (с 2005 г.).

Сочинения:
Ожог линзы : повесть, рассказы, роман / [худож. С. Бейдерман]. - М. : Сов. писатель, 1988. - 365 с. : ил.
Блюстители неба : фантаст. Роман. Рассказы. – Пермь : Перм. кн., 1992. – 351 с. : ил. – (Путешествия. Приключения. Фантастика).
Избранное : Гений местности; Голова Гоголя : повести; Эрон : роман. - М. : ТЕРРА, 1998. - 478 с. : ил.
Человек-язык : роман. - М.: Текст, 2001. - 189 с.
Дракон : Представление. - М. : Футурум БМ, 2003. - 240 с. : ил. – (Производная времени).
Инстинкт № пять : роман. - М. : Гелеос, 2004. - 288 с.
Быть Босхом : роман. - М.: Гелеос, 2004. - 310 с. : ил.
Игры гения. - М.: Гелеос, 2006. - 544 с.
Эрон : роман. - М.: Гелеос, 2009. - 384 с.
Влюбленный бес : история первого русского плагиата / [рис. А. С. Пушкина]. - М. : ArsisBooks, 2013. - 121 c. : ил. ;

Литература: Иваницкая Е. Неощутимость вечного // Лит. обозрение. 1991. № 8. С. 20-22; Агеев А. И Басинский в белом фраке: рец. на роман А. Королева «Эрон» (Знамя. 1994. № 7, 8) // Лит. газ. 1994. 2 нояб. С. 4; Абашева М. Как стать писателем // Уральская новь. 2000. № 3. С. 57-73; Васильев С. Урод Муму, поэт X** или маленькая Вика: (на ком остановит взор суровое жюри Букера 2000) // Итоги. 2000. № 9. С. 84-85, Гашева Н. Отечественный постмодернизм новый синкрезис и прорыв к реальности [Электронный ресурс] // Топос : лит.-филос. журн. 2002. 2 нояб. Электрон. журн. - М.: Парад, 2001-. Режим доступа http://www.topos.ru/article/646; Иваницкая Е. Человек-язык // Нева. 2003. № 2. С. 198-200; Катаев В. Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма // Современная русская литература (1990-е гг.-начало XXI в.) : учеб. пособие. М., 2005. С. 86-104; Агеев А. Анатолий Королёв: кто спит в лодке? // Знамя. 2006. № 9. С. 205-209; Климутина А.С. Модернистская поэтика сюжета в романе А. Королева «Эрон» // Литература Урала : История и современность. Екатеринбург, 2007. Вып. 3. С. 399-405; Нефагина Г.Л. Стилевая палитра творчества А. Королёва // Штрихи и пунктиры русской литературы. Минск, 2008. С. 60-71.

http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=180...