Калюпанов (Колюпанов) Степан Федорович (01.10.1927 - 1986)

Калюпанов (Колюпанов) Степан Федорович

Скульптор-монументалист, художник декоративно-прикладного искусства (эмальер), член Союза художников России (с 1965 г.).

Родился в с. Новые Бобовичи Новозыбковского р-на Орловской обл.(Весы)

В 1943-1945 гг. работал учеником в художественно-производственных мастерских г. Артем Приморского края, куда переехала семья (1940 г.)
В 1946-1949 гг. учился в художественной студии г. Благовещенска-на-Амуре и заочно в Доме народного творчества им. Н. К. Крупской в Москве (1946-1950 гг.). В 1951-1957 гг. посещал художественную студию известного в Благовещенске педагога Петра Сергеевича Евстафьева. В 1953-1961 гг. -скульптор художественно-производственных мастерских в г. Благовещенске. С 1957 г. начинает работать с Е. П. Плюсниной в качестве скульптора. В 1957-1958 гг. совместно с Е. П. Плюсниной создает «Памятник амурским партизанам, погибшим в гражданскую войну» (цемент).
В 1959-1986 гг. жил и работал в г. Перми.
Награжден Почетной грамотой Секретариата Правления Союза художников РСФСР (1967) за участие в юбилейной художественной выставке «Урал социалистический», посвященной 50-летию Октябрьской революции. Участник областных, зональных, республиканских выставок. Участник совместных с Е. П. Плюсниной выставок.
Степан Калюпанов, известный в Прикамье более как автор монументально-декоративных эмалей, вступал в Союз художников с произведениями скульптуры. Большую роль в формировании его как скульптора сыграла жена, Елена Прокопьевна Плюснина.
Калюпанов - автор станковых и монументальных произведений. В конце 1950-х годов, приехав в Пермь, выполнил ряд жанровых и тематических композиций, с которыми участвовал на областных и зональных выставках: «Любопытные» («Юные техники»), «Умелые руки», «Разговор с будущим», «Толя-пионер», «Партизан-разведчик» и другие.
Позднее, во второй половине 1960-х, обращается к исторической тематике, выполняя многофигурные рельефные композиции на темы русской революции 1905 и 1917 гг. Искусственный камень и чеканка на меди формируют соответствующую стилистику: графические чеканные ритмы фигур («1905 год») и округлые объемы мягкой свето-теневой моделировки («1917 год»).
В 1970-х годах под влиянием эмалевых декоративных композиций в его скульптурах прослеживается усиленное орнаментальное начало, обращение к языческой тематике и эпическим сказаниям. Эти работы выполняются, как правило, совместно с Плюсниной. К их числу можно отнести декоративные круглые панно из шамота (обожженной глины): «Играющий фавн», «Ойрель», «Афродита», «Пан», «Пенелопа» и др. Композиция «Мастер» - итог работы над портретами пермских художников.
К числу монументальных произведений относятся рельефная стела, посвященная митингу мотовилихинских рабочих в 1905 году и мемориал 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Архитектурно-скульптурная композиция запечатлела имена воинов, бывших работниками завода им. Ф. Э. Дзержинского. Мемориал расположен у Дворца культуры им. Дзержинского.
В 1980-х годах продолжает работать в композициях из шамота: «И. Крылов» (портрет русского баснописца), «Стрелец» (из цикла знаков зодиака), «Люся» (портрет Е. П. Плюсниной).
Творчество С. Ф. Калюпанова в пермской пластике 1960-1980-х гг. представляло монументально-декоративную концепцию с ее интересом к классическому наследию и народному искусству.

Основные работы:
Станковые: Умелые руки. Бронза. - Якутенок. Мрамор. - Лесоруб. 1961. Дерево.-Чёрмозский пижон. 1962. Гипс.
Дед Прокопий. 1963, терракота. - Мастер. 1967, шамот. - Живописец. 1979, шамот.
Совместно с Е. Плюсниной:
1905. Рельеф. 1965, медь, чеканка -- 1917. Рельеф. 1967, искусственный камень - Виктор Хара. 1976, гипс
Пан. 1977, шамот раскрашенный - Афродита. 1979, шамот - Пенелопа. 1979, шамот
Монументальные:
Памятник Г. К. Орджоникидзе. Бюст. 1959, бронза. Установлен в сквере Моторостроительного завода
Мемориальная доска А. Л. Борчанинову. 1966, камень. Установлена в Перми на здании по
ул. Борчанинова, 23 Стела, посвященная демонстрации рабочих Мотовилихи и Перми 14 мая 1905 года. 1967.
Установлена у входа в городской сад им. А. М. Горького Архитектурно-скульптурная композиция воинам-дзержинцам. 1975, бетон (выполнена совместно с Е. Плюсниной). Установлена у Дворца культуры им. Ф. Э. Дзержинского.(Архитектор Ю. В. Новиков)

А. Жданова
Литература:
Выставка произведений художников Перми: каталог. Пермь, 1961. 24 с., С. 19.
Колюпанов С. Ф., Колюпанова Е. П. (Плюснина), Кузин В. Ф.: (скульптура, керамика, акварель): кат. выст./ сост. кат. и авт. вступит. ст. Л. А. Евграфова, Г. А. Фрумкина. Пермь, 1967. 18 с., [10] л. ил.
Выставка произведений пермских художников: живопись, графика, скульптура, прикладное искусство [К 40-летию Всесоюзн. пионерской организации им. В. И. Ленина]. Пермь, 1962. 4 с.
Степан и Елена Колюпановы. Искусство – право человека. [Электронный ресурс] // Art59/ru. Режим доступа :http://art59.ru/index.php?option=com_datsogallery&Itemid=0&func=viewcategory&catid=17

http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=180...

В мастерской Степана стояла огромная муфельная печь. Служила она не только для обжига эмалей. Приятели ходили в гости к нему не столько для того, чтобы пиво попить, сколько - поесть приготовленного в этой печи кролика.

С.Ф. рассказал мне как-то о том, как излечил рак желудка в последней (по словам врачей) стадии - настойкой из медвежьей желчи. Ему посоветовала какая-то знахарка, предупредив, что желчь должна быть обязательно свежая. У Калюпанова были знакомые охотники, которые добыли медведя и привезли желчь в тот же день. Через несколько недель врачи не нашли у Степана никаких признаков смертельной болезни... Закончив рассказ, скульптор с усмешкой заметил:"Правда, за все услуги пришлось срочно, а значит, дёшево, продать много своих работ, да ладно - здоровье - дороже".

Елена Прокопьевна Колюпанова (Плюснина) (12 июля 1927, г. Чусовой Пермской обл. – 24 апреля 1981, г. Пермь) – скульптор, член Союза художников России (с 1965 г.). Занималась станковыми и монументальными эмалями (совместно с С. Ф. Калюпановым).

Окончила Харьковский художественный институт, скульптурный факультет (1951). В 1951-1957 гг. преподавала в Харьковском художественном училище. В 1957-1960 гг. работала в Художественно-производственных мастерских г. Благовещенска-на-Амуре. С 1961 по 1981 гг. жила и работала в г. Перми.

Награждена Почетной грамотой секретариата Правления Союза художников РСФСР за участие в юбилейной художественной выставке «Урал социалистический», посвященной 50-летию Октябрьской революции. Участник областных, зональных, республиканских выставок.

Елена Плюснина в начале творческого пути работала преимущественно в станковой скульптуре. Ее основными жанрами были портреты современников и камерные композиции-рассказы из жизни детей. В несложных реалистических образах скульптор создавала обаятельных пионеров и комсомольцев. Но больше всего удавались портреты близких людей, подруг, лишенных социальной характеристики. Она стремилась передать их душевную теплоту, индивидуальную неповторимость характера.

Лирико-поэтическая сторона творчества Елены Прокопьевны в совместных работах со Степаном Калюпановым дополнялась острыми графическими ритмами плоскостей и монументальной декоративностью. Их сотворчество – это тот редкий случай в искусстве и типичный для 1960-х–1980-х гг. советской эпохи, когда произведение создавалось близкими по духу, а часто и по родственным отношениям, людьми: живописцы братья Ткачевы, братья Смолины, художники из Свердловска Мосин и Брусиловский и т.д.

Интерес художницы к живописи и графике выразился в стилистике декоративных панно из шамота. Некоторые из композиций, особенно на темы уральских сказов и коми-пермяцкого фольклора, нашли отражение в эмалях и графических листах. («Мастер», «Хозяйка медной горы», «Семья Мяндаша», «Ойпель», «Лес», «Чудь», «Сватовство Кудым-Оша» и другие).

Основные работы:
Станковые.
Творчество. 1960. Гипс
Мамина помощница. 1961 г. Гипс.
Доярки. 1961. Гипс
Валька. (Валя Кузин). 1962, бисквит
Татьяна. 1962. Гипс
Под солнцем. 1962. Мрамор
Татьяна Категат. 1963. Известняк
Гончарка. 1965, терракота
Пермская балерина Галина Шляпина. 1965, шамот
Портрет Коли. 1976, шамот
Портрет Дана Футлика. 1978, шамот
Совместно с С. Калюпановым
Гусляр. 1961, терракота
Вся власть Советам. 1967, латунь, чеканка
Семья. Панно. 1972, дерево
Кот 1973, терракота
Пан. 1977, шамот раскрашенный
Лесная. 1978, шамот
Ойпель. 1978, шамот
Афродита. 1979, шамот
Пенелопа. 1979, шамот

Юная. Торс. 1979, шамот Степа. 1979, шамот
Монументальные (совместно с С. Калюпановым)
Архитектурно-скульптурная композиция воинам-дзержинцам. 1975, бетон. Установлена у
Дворца культуры им. Ф. Э. Дзержинского. Архитектор Ю. В. Новиков.

А. Жданова

Библиографии
Колюпанов С. Ф., Колюпанова Е. П. (Плюснина), Кузин В. Ф.: (скульптура, керамика, акварель): кат. выст./ сост. кат. и авт. вступит. ст. Л. А. Евграфова, Г. А. Фрумкина. Пермь, 1967. 18 с., [10] л. ил.
Евграфова Л. В камне и керамике // Звезда. 1967. 3 сент.
Художественная выставка: каталог / авт. вступит. ст. и сост. Л. Ф. Дьяконицына. Пермь, 1968.
Пермская областная художественная выставка: кат. областной выст. работ пермских худож., посвященной 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне / авт.-сост. кат. А. Г. Будрина. Пермь, 1975. 24 с., С. 20.
Пирожников В. Мемориал в честь павших воинов – дзержинцев // Веч. Пермь. 1975. 9 мая.
Сомов В. Воинам-дзержинцам посвящается // Звезда. 1975. 10 мая.
Евграфова Л. Елена Калюпанова, Степан Калюпанов: Буклет. Пермь, 1979.
[Степан Калюпанов, Елена Калюпанова: Скульптура. Графика. Эмаль]: кат. выст. / авт. вступ. ст. и сост. Л. А. Евграфова. Пермь: б. и., 1988. [39] с.: ил.
Степан и Елена Колюпановы. Искусство – право человека. [Электронный ресурс] // Art59/ru. Режим доступа :http://art59.ru/index.php?option=com_datsogallery..

https://permartmuseum.ru/search?key=колюпанова
http://art59.ru/index.php?catid=17&func=viewcateg..
https://zvzda.ru/articles/9396859a5ba2
http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=180413..

https://vk.com/oldperm_pereplet