Качуровский Владимир Иванович (28.04.1941 - 27.06.2019)

Качуровский Владимир Иванович

Советский и российский педагог, организатор образования на Западном Урале.

Родился в пос. Слободка Гумецкая Каменец-Подольского района Хмельницкой области.(Телец)

В 1963 году окончил физико-математический факультет Каменец-Подольского государственного педагогического института. С 1965 года работал в Перми на различных должностях в сфере образования и науки.

1963–1965 — служба в армии (нынешнее воинское звание — капитан).

С 1968–1969 — директор средней школы № 134.

В 1969–1972 годах — заместитель заведующего и с 1972 по 1982 годы — заведующий Пермским городским отделом образования.

В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию в Академии педагогических наук СССР.

С 1982 по 1988 годы — заведующий Пермским областным отделом народного образования.

С 1988 года — заведующий кафедрой педагогики Пермского государственного университета.

1992–2002 — проректор по вечернему и заочному обучению (проректор по учебной работе, проректор по учебной работе, проректор по вечернему, заочному и дистанционному обучению), профессор.

Под его непосредственным руководством создавались и реализовывались многие региональные проекты и программы ("Программа развития высшего образования на 1997–2000 гг.", "Концепция региональных образовательных стандартов", "Концепция управления качеством образования" и др.). Руководил научным направлением (образовательные технологии) в программе "Университеты России — фундаментальные исследования".

Область научных интересов — гуманизация образования, новые обучающие технологии, организационно-педагогические аспекты учебного процесса. Читает для студентов фундаментальные курсы "Педагогика", "Методика преподавания в вузе" и др.

В 1990-е годы в должности проректора курировал одно из направлений программы "Университеты России", которое было поручено Пермскому университету.

В годы работы в должности проректора поднял авторитет психолого-педагогических дисциплин. В должности заместителя председателя приёмной комиссии перевёл на новые технологии оценочных знаний абитуриентов (тестовые технологии). При непосредственном участии был создан центр дополнительных образовательных услуг университета.

1996–2000 годы под руководством В. И. Качуровского разрабатывалась региональная программа по развитию высшего образования Пермской области. Данная программа имела большое значение не только в обеспечении реализации намеченных рубежей в высшем образовании, но и позволила показать открытость образования ВУЗов всего региона.

В 1992–2002 годы возглавлял совет по питанию в университете. Совет выстроил модель питания, которую в дальнейшем перенимали другие ВУЗы. Были разработаны: вопросы качественного питания, питания для студентов и преподавателей университета с диетическими особенностями, налажена приемлемая структура ценообразования.

В годы работы в Пермском городском отделе образования, в должности заместителя заведующего в системе образования В. И. Качуровский внёс ощутимый вклад: состоялся переход на две смены в образовании за счёт привлечения промышленных предприятий города к строительству новых школ и дошкольных учреждений, переход от котельного отопления в учебных учреждений к центральному. Вся инфраструктура: дополнительного образования Дворец пионеров, спортивные школы, стадионы, ледовый дворец, детский парк (парк им. М. Горького) были построены при непосредственном контроле В. И. Качуровского. За счёт строительства дошкольных учреждений к концу 1970-х годов мест в них было больше, чем детей дошкольного возраста.

В 1986–1988 годах начал работу по открытию педагогического института на севере Пермского края. В 1991 году по инициативе В. И. Качуровского был открыт Соликамский педагогический институт. С 2013 года институт был присоединён в качестве филиала к Пермскому университету.

С 1990–2015 годы — председатель жюри краевого конкурса "Учитель года"

С 1995 года — член Экспертного совета по инновационной деятельности в системе образования Пермского края (ранее — Пермской области)

С 2000 года — член Комиссии по вопросам помилованию заключённых при губернаторе Пермского края.

В. И. Качуровский опубликовал более 120 научных и методических работ. Среди них:

  • Качуровский В. И. Профориентация в школах города / Народное образование, 1974, № 6.
  • Качуровский В. И. Образование — отличительная черта XXI века. Вестник Пермского университета. 2002. Вып.4. Университетское образование и регионы. С. 9–14.
  • Качуровский В. И. Какая шкала оценок нужна образованию России/Качество социально-гуманитарного образования в вузе: состояние, пути, формы и методы его развития. Пермь, март 2003. С. 136–140.
  • Качуровский В. И. Об изучении опыта работы школ и групп продленного дня / Советская педагогика, 1978, № 5.
  • Качуровский В. И. Методические рекомендации по изучению материалов и документов Всесоюзного съезда работников народного образования / Пермь, 1989.
  • Качуровский В. И. Актуальные вопросы народного образования и общеобразовательной школы в курсе педагогики / Пермь, 1990.
  • Качуровский В. И. Деловая игра Невербальное общение, Методическое пособие / Пермь, 1992.
  • Качуровский В. И. Педагогическая задача в учебном курсе Педагогика. Методическое пособие / Пермь, 2001.
  • Качуровский В. И. Методика преподавания в вузе. Учебное пособие. Пермь, 2004.
  • Качуровский В. И. Индивидуализация обучения в личностно-ориентированном подходе к образованию // Индивидуализация образования в старшей школе: опыт, проблемы, перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Пермь — Усть-Качка, 11 — 13 декабря). Пермь, 2014. С. 47–49.
  • Качуровский В. И. Компетентностный подход в преподавании профессиональных дисциплин // Вестник ПГГПУ. — серия № 1. Психологические и педагогические науки. (Выпуск 2 (часть2 /2014)). — Пермь, 2014. С. 54–58. Журнал включён в РИНЦ, договор № 270 — 04 / 2014 от 28.04.2014.
  • Качуровский В. И. Учебно-методический потенциал современного педагогического образования // Педагогическое образование в системе гуманитарного знания: сб. статей Всероссийского научного конгресса / Приложение № 1 к журналу Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — Киров: Издательство ВятГГУ, 2014. С. 98–103. Награды: орден «Знак Почёта» (1976).знак «Отличник народного просвещения» (1980).звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» (1980).орден Дружбы (2002).лауреат премии Пермского края в области науки I степени за лучшую работу в области педагогики и психологии (2007).звание «Почётный гражданин Пермского края» (2009).

Кафедра педагогики, возглавляемая В. И. Качуровским, за лекторское мастерство и достижения в области развития образования в России была награждена Российской академией естествознания знаком «Золотая кафедра России» (2011).

https://ru.wikipedia.org/wiki/Качуровский,_Владимир_Иванович

Одно из сочинений В.И. представляет из себя не научный труд, а документальную книгу о своем сыне Игоре:Качуровский В. В. // Уйдя в бесконечность... (Пермь Изд-во Перм. ун-та 1994. 96 с.) Тот был призван в армию со 2-го курса университета, служил в г.Чебаркуле Челябинской области и стал жертвой дедовщины. Мне пришлось участвовать в трагической процедуре доставки гроба с его телом в Пермь, поскольку был тогда инспектором, а Владимир Иванович - заведующим ОБЛОНО. Я вдвойне понял его горе, когда в 1993 году в армии погиб мой сын Антон, тоже призванный со 2-го курса истфака, правда, по другой причине ("но это уже другая история"). После выхода книги "Уйдя в бесконечность", бывший шеф пришел ко мне в библиотеку и подарил мне ее (с грустным автографом). Я протянул ему свой сборник, в котором было напечатано три посвящения своему сыну. В.И. тут же открыл его, прочитал молча их и над последним заплакал.

По миру всласть поколесил.

Мне полстраны уже знакомо.

Я осознал вдруг, как красив

Привычный мир родного дома.

Мне все здесь нравится: крыльцо,

Мой стол, веселый треск камина...

Вот жаль, не старится лицо

На фотографии у сына...

В прошлом году не стало и Владимира Ивановича, умного, интеллигентного, интересного собеседника, неутомимого труженика, Человека с большой буквы...