Борисова Аида Николаевна (06.08.1931 - 10.05.2005)

Борисова Аида Николаевна

Кандидат филологических наук

Родилась в Перми.

Выпускница шк. N 3. В 1954 г. окончила литературное отделение историко-филологического факультета Пермского государственного педагогического института (ныне педуниверситет).

В 1967-1984 гг. была деканом филологического факультета Пермского пединститута. С 1990 г. работала заведующей кафедрой русского языка филологического факультета в ПГПУ. Читала лекционные курсы по русской диалектологии, современному русскому языку, а также спецкурсы по основам ономастики, лингвистическому краеведению Прикамья в школе.

Принимала участие в краеведческой работе. Она являлась участником экспедиций ПГПУ по сбору диалектной лексики, фразеологии. Внесла определённый вклад в исследование проблем региональной лексикологии и лексико-фразеографии Прикамья.
А. Н. Борисовой принадлежит свыше 30 научных работ. Её труды позволили расширить представления о пермских диалектах, как памятнике духовной культуры Урала, отражающем этнографическую самобытность края, высокую фольклорную и религиозную традицию (старообрядчество). Работала над коллективным изданием - «Словарь русских говоров Прикамья - края специфического в этнолингвистическом историко-культурном плане».

Сочинения: Фразеологический состав говора Соликамского района Пермской области // Вопросы фразеологии и лексики русского языка. Пермь, 1973. Т. 21;
Хрестоматия говоров Пермской области. Пермь, 1976 (в соавторстве с Л. А. Грузберг, А. Н. Шварц); Диалектизмы в произведениях уральских писателей как материал для диалектной лексиологии и лексинографии //Лингвистическое краеведение Прикамья. Пермь, 1978 (в соавторстве с Л. А. Грузберг, А. Н.Шварц);
К обоснованию принципов словаря диалектизмов (на материале произведений пермских писателей) // Лингвистическое краеведение Прикамья. Пермь, 1979;
Фразеологизмы качественной оценки лица и их образные возможности // Лингвистическое краеведение Прикамья. Пермь, 1988;
Лингвокраеведение и профессиональная подготовка учителя-словесника // Лингвистическое краеведение Прикамья. Пермь, 1991.

http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=180...

Ректор института Капцугович И.С. в своей книге "Пермский педагогический в судьбах людей" (Пермь"Книжный мир".2008) назвал Аиду Николаевну "легендарным деканом". Это не преувеличение. Я начал убеждаться в этом с первого дня учёбы на филфаке. А.Н. вызвала меня в деканат и сказала:"Назначаю тебя, Саша, старостой группы. И не потому, что ты единственный из 600 поступавших на наш факультет написал сочинение на "5", а потому что ты - единственный мужчина в группе. Через два дня отправляемся помогать колхозникам убирать картошку, послать с каждой группой преподавателя нет возможности, так что будешь за главного". В деревне Березовского р-на, куда попала наша группа, колхозная бригадирша оказалась пьяницей, так что по утрам делать разнарядку на работы пришлось делать мне. Естественно, я посылал всех на поле, закрепленное за нами. В общем убрали весь картофель в 2 раза быстрее, чем планировалось, и получили "Похвальную грамоту" от руководства. А еще одну грамоту председатель вручил мне лично:"За отличное руководство сводной бригадой колхозников и студентов". По возвращении Аида Николаевна молвила:"Ну вот, Саша, ты опять оказался "единственным" - подобных грамот я еще не видела..."

Несмотря на свою загруженность основной работой, А.Н. не отказывала себе в удовольствии "поработать в поле". Дважды ходил под ее руководством в диалектологические экспедиции, любовался, как мудрая интеллигентка умеет общаться с мудрыми деревенскими стариками, насколько проста в общении с молодыми участниками группы...

Педагог по природе своей, Борисова А.Н. никогда не забывала в воспитательной работе об индивидуальном подходе к будущим учителям. Навсегда осталось в памяти, как однажды был вызван в деканат и увидел на столе открытую бутылку "Коньяка" и две рюмки. Хозяйка кабинета попросила секретаршу погулять, закрыла дверь на защёлку, наполнила сосуды... Выпили, крякнули, а потом я "получил по полной программе" за пропуски занятий (за 6 месяцев был на лекциях только 68 раз). После этого случая старался ходить почаще...

Даже самый близкий мне на факультете преподаватель И.В.Зырянов не сыграл столь судьбоносную роль в моей жизни, как Аида Николаевна. На последнем курсе я вдруг решил, что должен быть не школьным учителем, а профессиональным писателем, бросить пединститут и поступить в Литературный институт. (Бросить, поскольку в Литературный с высшим филологическим не принимали).

Не хочется ностальгировать по временам СССР, но сейчас такое невозможно: съездить на стипендию (28 руб.) в Москву, пообщаться с Борисом Полевым (тогда знаменитый писатель был редактором ж."Юность"), посидеть на семинаре С.Михалкова (похвалил моё стихотворение "Грустный Пронька"), быть принятым в Союз молодых талантов страны (был такой при Союзе писателей), пройти творческий конкурс в Литинститут и сразу получить вызов на приёмные экзамены. Вот с этим "Вызовом" и заявлением с просьбой отчислить меня из института я и предстал пред очами Аиды Николаевны. Далее - немая сцена: декан берет протянутые бумажки, долго рассматривает, разрывает на мелкие клочки, отправляет в урну и молча указывает мне на дверь (!). Надо ли говорить, как я был ошарашен. А.Н. усмехнулась и сказала своим прекрасно поставленным командным голосом: "Коньяком сегодня не угощаю, выпьем, когда я всучу тебе наш диплом, иди... можешь настрочить на меня эпиграмму, а потом садись готовиться к последней сессии".

Готовиться к сессии и сдавать её я, возомнив себя бунтарём, не стал, а просто лежал два месяца на кровати в общежитии, надеясь, что отчислят за неуспеваемость. А когда явился за приказом, А.Н. протянула мне мою зачётку (они тогда хранились в деканате), где по всем предметам стояли "пятёрки"(!)...

Удивление моё было так велико, что на госэкзамены я уже покорно пошёл. В общем,"всучила" мне "мама" диплом учителя - вызвала на церемонии вручения первым на сцену (к этому времени я уже был единственным не в группе, а на курсе) и, довольно ухмыляясь, с плеча мне в руку - "На!!!"...

Более того, когда я отказался остаться в аспирантуре у И.В. Зырянова (он уже имел в это время право иметь таковую и очень хотел меня видеть продолжателем своего дела), Борисова дала мне направление на работу в родной Сивинский р-н с рекомендацией поставить директором школы, зная, что у меня на родине нарушат существующий закон - назначать на эту должность только учителей со стажем не менее 5 лет. Так оно и случилось, и скоро я понял, как права была А.Н. Стихи можно писать и "по-совместительству", а педагогика - необычайно интересное занятие! (Но это, как говорит Каневский, уже совсем другая история).