Адищев Владимир Ильич (18.12.1945)

Адищев Владимир Ильич

Музыкальный педагог, историк музыкального образования, музыкально-общественный деятель. Д-р педагогических наук (2006 г.), проф. (1994 г.), засл. работник высшей школы РФ (2003 г.).

Родился в пос. Всеволодо-Вильва Перм. обл.Окончил Соликамское педагогическое училище (1964 г.), музыкально-педагогический факультет Глазовского государственного педагогического ин-та им. В. Г. Короленко (1973 г.), аспирантуру Московского государственного педагогического ин-та им. В. И. Ленина (1978 г.).

Работал учителем музыки в средних школах г. Перми и Перм. обл., служил в Советской Армии. С 1973 г. ассистент, с 1979 г. – ст. преподаватель кафедры педагогики и методики начального обучения Перм. государственного педагогического ин-та (ун-та). В 1980 г. возглавил организованную по его инициативе кафедру музыки и пения (с 1983 г. в должности доцента, затем проф.). Стал инициатором создания факультета музыки ПГПУ (первый набор на музыкально-педагогическое отделение факультета начальных классов осуществлен в 1990 г.), являлся заведующим отделением, а с 1994 г. – первым деканом факультета музыки.

Основатель и первый директор музыкально-педагогического лицея при факультете (1991-1993 гг.), с 1993 г. – заведующий кафедрой музыковедения и музыкальной педагогики. В 1999 г. организовал и возглавил факультет профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Инициатор открытия в ун-те новых специальностей и направлений «Музыкальное образование», «Музыкальное искусство» (консерваторский курс обучения), «Искусствоведение».

Автор многих учебных программ и методических работ для средней, средней специальной и высшей школы, организатор и руководитель ряда всероссийских и региональных конференций, научный редактор сборников статей и материалов конференций. На базе Областного института повышения квалификации работников образования создал Лабораторию музыкального образования, подготовившую и издавшую более 40 программно-методических материалов для общеобразовательных школ Перм. обл. с углублённым изучением музыки.

Ведёт научно-исследовательскую работу в области истории отечественного музыкального образования (один из ведущих в стране специалистов в этой отрасли научного знания). Опубликовал около 150 работ. Постоянно занимался общественной работой в партийных, профсоюзных организациях, органах народного контроля.

Участвовал в организации и проведении областных музыкальных фестивалей детей и юношества, региональных олимпиад по музыке, концертных циклов в педагогическом университете для широкого круга слушателей, театральных абонементов для студентов и сотрудников ПГПУ. Был членом министерских научно-методических советов и учёной комиссии, координационного совета по музыкальному воспитанию при Перм. обкоме КПСС. Член учебно-методического совета по музыкальному образованию УМО вузов России по педагогическому образованию. Член совета по культуре при губернаторе Перм. края.

Соч.: Певческие курсы А. Д. Городцова по подготовке учителей пения // Из истории народного образования Урала. Пермь, 1976; Из истории постановок сцен из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» учителями Пермской губернии // История народного образования в Коми-Пермяцком округе. Пермь, 1976; Из истории музыкального воспитания в Перми. Певческие курсы А. Д. Городцова // Музыкальное воспитание в школе. М., 1977. Вып. 12; А. Д. Городцов – организатор музыкального образования на Урале // Развитие общего и профессионального образования на Урале. Пермь, 1981; Всё о школьном хоре // Учительская газета. 1982. 4 сент.; Детские музыкальные фестивали в Пермской области // Народное образование. 1982. № 10; Программы педагогических институтов. Методика музыкального воспитания с основами теории музыки / В. И. Адищев, Б. А. Брылин. М., 1983; Хоровая культура Прикамья в творчестве П. И. Чайковского // П. И. Чайковский и Урал. Ижевск, 1983; А. Д. Городцов - хормейстер и методист музыкального воспитания // Русская музыкальная педагогика конца XIX - начала XX века и современные проблемы музыкального образования. Пермь, 1984; О литературе для учителей музыки // Музыкальное воспитание в школе. М., 1985. Вып. 16; Музыкальное воспитание детей в первые годы после Октября (1917-1920 гг.). Пермь, 1991; Ценностные ориентации в музыкально-педагогическом образовании: (ист. опыт – современность) // Ценностные ориентации в сфере педагогического образования. М., 1995. Т. 2; Формирование основ музыкально-эстетической культуры детей в школе с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла: (в условиях малого промышл. города): очерк опыт. работы. Пермь, 1996; Музыкальное воспитание в кадетских корпусах России: (кон. XIX – нач. XX в.). М., 2000; Музыка в женских институтах России конца XIX – начала XX века: (теория и практика образования). М., 2001; Преображающая сила красоты: (из филос. наследия В. С. Соловьева) // Искусство и образование. 2003. № 1; Поющие кадеты // Музыка и время. 2003. № 3; Музицирование в кадетских корпусах России // Музыка и время. 2003. № 4; Музыка в институтах благородных девиц // Искусство в школе. 2003. № 4; «Поэтическая стихия есть самая драгоценная сила души…»: В. Ф. Одоевский о музыке и музык. образовании // Музыка и время. 2003. № 8; «Всю молодёжь надо обучать музыке…»: Антон Рубинштейн о школ. музык. образовании // Музыка и время. 2003. № 9; Музыкально-педагогическая концепция Е. К. Альбрехта: (ведущ. идеи) // Музыка и время. 2003. № 12; Теоретические основы музыкального образования в школе: (ист. аспект): учеб. пособие. Пермь, 2003; Историография и источниковедение музыкального образования в отечественных школах закрытого типа: (80-е гг. XIX в. – нач. XX в.). М., 2004; А. Д. Городцов // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 12; Концепции музыкального образования, опыт их реализации (на материалах дореволюционных школ закрытого типа). Пермь, 2006; Методология изучения истории отечественного музыкального образования // Искусство и образование. 2006. № 3, 6; Софья Васильевна Шостакович – воспитанница института благородных девиц // Шостакович и музыкальная культура новейшего времени. Пермь, 2006; Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX – начала XX века: теории, концепции, практика. М., 2007; Музыкальное просвещение в российских институтах благородных девиц: (кон. XIX – нач. XX в.) // Музыковедение. 2007. № 3.

Лит.: Факультет музыки Пермского государственного педагогического университета. 1990-2000: памят. книжка. Пермь, 2001; Профессора и преподаватели Пермского государственного педагогического университета: (1921-2003): биогр. слов. Пермь, 2003. С. 39;
Капцугович И. С. Пермский педагогический в судьбах людей: докум.-публицист. очерк. Кн. 1. Пермь: Книжный мир, 2006. 373 с.
В. А. Порозов

http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=180...

Мне посчастливилось нередко общаться с этим интеллигентнейшим человеком, поскольку на музыкальном ф-те в училась моя дочь. Выйдя на пенсию, продолжает писать и публиковать научные статьи. Встретил В.И. случайно в городе в сентябре 2020 года. Проговорили более часа не только о музыке, но и о литературе (!). Он прочитал все произведения Алексея Иванова, Астафьева и мн.других знаменитых писателей. Пожурил, например, Иванова за употребление сквернословья в повести "Географ глобус пропил" , с чем я не мог не согласиться, и т.д.